О компании Новости Услуги Филиалы Документы Тарифы Контакты

Главная страница /
  • Новости /
  • Создание логистического кластера в Калининграде
  • Создание логистического кластера в Калининграде

    04 Октябрь 2013 г.

    Создание логистического кластера в Калининграде
         Еще в начале 20 годов прошлого столетия ведущие экономисты мира, при попытках выявить успешность той или иной промышленной зоны , начали указывать на чудесные свойства отраслевых кластеров. В 1990 бизнес стратег Майкл Портер заявил, что кластеры способствуют ускорению в развитии и появлению инноваций в отрасли . Это очень быстро заметило государство и стало стимулировать их появление путем финансовых вливаний и налоговых послаблений. Известно множество примеров таких кластеров, самые известные из них – это информационный кластер в кремниевой долине, Бостонский научно исследовательский кластер в который входят университеты, лаборатории и целые районы строений, предназначенных для научной и исследовательской деятельности, Голливуд-индустрия кинематографа. Но все эти примеры аккумулируют в себе по большей части образованную часть населения, людей с высшим образованием и относящих себя к так называемому продвинутому обществу. Сюда же стремятся и уже сделавшие себе имя крупные корпорации, инвестиционные фонды и венчурные капиталисты. Но большую часть населения земли составляет рабочий класс, люди привыкшие зарабатывать физическим трудом, нежели интеллектуальным, у которых не было достаточно средств для своего образования. И так как этих людей подавляющее большинство, заняв их, правительство сможет решить извечную проблему безработицы, если не полностью, то в большей степени.
        Итак, что же такое логистический кластер.
    Логистика — наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения.
    Логистический кластер представляет собой совокупность компаний, объединяющих складские комплексы, перевозчиков, экспедиторов и сторонних поставщиков услуг. Кроме того, тут присутствуют розничные торговцы, крупные риэйлеры, производители и оптовики. И все это должно концентрироваться в стратегически важных, географически правильно выбранных местах. Как правило, это крупные города, где есть возможность сменить вид транспорта, организовать мультимодальную перевозку, причем сделать это качественно и в установленные сроки. Близость к большому количеству потребителей, является приоритетом при выборе места, для создания логистического комплекса. Такими примерами являются Нью-Йорк, Шанхай, Санкт Петербург.
       Для наглядного представления хотелось бы попросить вас пофантазировать. Представьте себе десятки тысяч квадратных метров территорий, на которой стоят огромные продолговатые здания складского типа, пронумерованные разными знаками, поделенные зонально. С множеством входов и рамп для подъезда большегрузных машин. Тут имеются множество «фирмочек» и крупных компаний. Возьмем одну, например, строительную. Какой же путь проходит товар прежде чем дойти до конечного потребителя? Например,  самый обыкновенный ламинат. Прежде чем стать частью домашнего интерьера он был произведён, например, в  Китае, и затем помещён на склад производителя. Отсюда и начинается его путь . Прежде всего формируются партии по заявкам торговых представителей производителя и других компаний, которые будут заниматься его последующей перепродажей. Далее осуществляется отправка, т.к. наш  товар родом из Китая,  поставка будет осуществляться в несколько этапов, первым из которых будет морская перевозка в контейнере. Сперва ламинат грузится в контейнер, следует в ближайший порт, и отправляется  в международный  порт, в данном случае, Шанхай, где перегружается (вместе с контейнером) на большой корабль , который уже идёт в далёкую Германию, там наш контейнер опять переезжает на другой корабль, следующий  уже в Калининградскую область, где его перегружают на большегрузный автомобиль, предназначенный для перевозки контейнеров, который перемещает груз на склад заказчика, откуда маленькими партиями он распределяется по розничным торговым точкам и уже после того, как его приобрели, ламинат опять, ещё более мелкой партией, грузится в малотоннажный автомобиль и доставляется конечному покупателю.
    А теперь представьте себе, сколько людей было тем или иным образом задействовано в перевозке обычного ламината, по которому мы ходим каждый день!       
      Выводы: такое большое количество людей задействованных в этой логистической цепочке говорит о том что эта сфера действительно имеет потенциал к созданию огромного количества рабочих мест
      
    Еще одна очень интересная особенность логистического кластера в том, что весь механизм быстро дает цепочку обратных связей, вовлекает все больше новых компаний, те ,в свою очередь, пытаются быть более клиентоориентироваными, что приводит к повышению качества обслуживания клиентов и профессионализма сотрудников. Конечно, любой индустриальный кластер дает цепочку обратных связей, но в логистике это выражено гораздо больше, чем в остальных, т.к. она вовлечена в самые разнообразные виды деятельности и пронизывающие всю экономику изнутри. Хорошим примером этих связей является тенденция к увеличению объёма крупно тоннажных перевозок. это позволяет поставщикам экономить гораздо больше денег нежели при отправки малых партий т.к. стоимость перевезенного килограмма становится дешевле за счет большой вместимости автотранспорта. Больший грузопоток позволяет перевозчикам приобретать больше автотранспорта, что снижает их операционные издержки. Это позволяет привлекать больше участников рынка, производителей, дистрибьюторов, перевозчиков. И отрасль начинает развиваться сама по себе, это и есть цепочка положительных, обратных связей.
    Одним из самых успешных примеров среди логистических парко в Москве  может послужить, производственно-логистический комплекс «Северное Домодедово» - это самый масштабный объект складского сегмента класса А. На долю индустриального центра «Северное Домодедово» приходится более 13% всех площадей складской недвижимости Московского региона. Суммарно логистический парк размещается на территории, превышающей 540 тыс. кв.м. В 2007 году ПЛК «Северное Домодедово» стал обладателем премии The Premier Real Estate Awards 2007 в номинации «Лучший индустриальный проект России и стран СНГ». Возможности аренды складских помещений с офисом и субаренды небольших складских площадей, а также широкая многофункциональность, делают ПЛК «Северное Домодедово» привлекательным для самых различных направлений бизнеса. Логистический центр Москвы ПЛК «Северное Домодедово» оптимально расположен, в 11 км от Москвы в южном  направлении, между двумя федеральными трассами: с одной стороны он примыкает к федеральной трассе М4 «Дон», а с другой – в 9 км от «Северного Домодедово» проходит Симферопольское шоссе М2. Близкое расположение к Москве и удобная транспортная доступность складского комплекса класса А, а также другие преимущества логистического центра, позволяют успешно осуществлять бизнес компаний-дистрибьютеров, ориентированных на обслуживание розничных сетей Москвы и ближайшего Подмосковья. Среди клиентов логистического парка «Северное Домодедово»: «МАК ДАК», «БТК», STS Logistics, SLG, «НЛК», «Техносила», «Связной» и многие другие.  Территория складского комплекса рассчитана на 16 сданий(на данный момент введены в эксплуатацию и работают 11 корпусов). В 12 корпусах проектом предусмотрены железнодорожные подъезды — пути, прилегающие непосредственно к зданиям, оборудованным железнодорожными рампами. Для удобства разгрузки железнодорожных вагонов в складских помещениях работает кросс-докинг. На территории ПЛК «Северное Домодедово» имеется таможенный терминал Каширский (Ногинская таможня). Оптимальная пропускная способность Производственно-логистического комплекса обеспечивается за счет эффективной проектировки площади объекта и действующей схемы движения транспорта. На территории предусмотрены стоянки на 2 200 м/м для легковых и 1 100 м/м для грузовых автомобилей. Перед складскими корпусами располагаются площадки для маневрирования большегрузных машин (35 м в ширину). Основной целью (ПЛК) логистического индустриального центра является предоставление клиентам высококачественных услуг по хранению и обработке грузов.
    В Калининграде рост отрасль грузоперевозок получила благодаря статусу особой экономической зоны, это привело большое количество производителей в регион, которые поняли, что имеющиеся здесь налоговые послабления будут значительно выше  стоимости доставки продукции до "Большой России".  И за очень короткий срок область наполнилась крупнейшими производителями, такими как производитель  автомобилей «Автотор», агропромышленная компания  «Содружество» Производитель свинины № 1 в России, компания «Мираторг» . Потребность в грузовом автотранспорте, так же росла в арифметической прогрессии, это привело к появлению крупных транспортных компаний.

    Развитие логистического кластера в Калининградской области будет невероятно трудно, но возможно. Здесь уже имеется широкая платформа в виде большого количества транспортных компаний, экспедиторов и дистрибьюторов, кроме того, есть международный морской порт. Так же, стоит отметить ещё один немаловажный фактор, который  определённо стоит «за» появлениение логистического комплекса в нашей области- вступление России в ВТО. В связи с этим неизбежен рост экспорта Российских товаров, а наш регион мог бы быть отличным «распределительным центром»  и «транспортным узлом» при перемещении грузов из России в Европу и обратно. 
    Еще одна особенность нашего региона, способствующая развитию  транспортной сферы-это интересное географическое положение Калининградской области, закрытая от остальной России двумя границами «внутри европы»,. Это вынуждает Калининградских перевозчиков, выезжающих за пределы области, соответствовать международным стандартам (использовать более современный подвижной состав, соблюдать режим труда и отдыха и другие правила МАП) и соответственно, быть на порядок профессиональней, чем большинство их коллег из России  и все это вроде бы является  предпосылками к созданию логистического кластера в Калининграде, но его до сих пор нет. Это связанно с разрозненностью всех предприятий нет централизации, нет той точки сбора, в которой все должны встретиться. Хотя уровень знаний, который был получен не в университетском инкубаторе, а в полевых условиях путем проб и ошибок, достаточно высок. И нужен лишь небольшой толчок для перехода из состояния «просто перевозок» к европейской, мультимодальной и централизованной системе взаимоотношений. Что бы решить эту непростую задачу, потребуются инвесторы частные или в виде государства, которые профинансируют постройку складского комплекса, огромного по меркам Калининграда, размера, с удобными подъездными путями, развитой инфраструктурой, связью и спектром государственных услуг, которые будут представлены в виде таможенного поста и ,как уже было сказано выше, пойдет цепочка полезных связей. Склады будут заполняться поставщиками. Поставщики привлекут транспортные компании для доставок груза, декларантов, которые будут производить таможенные процедуры, грузчики, кладовщики, персонал офиса. Более мелкие предприятия будут иметь возможность экономить т.к. смогут брать в аренду, а не покупать активы у  крупных компаний, например погрузчики, штабелеры. Для упрощения ведения бизнеса, некоторые структуры будут выведены на аутсорсинг, такие как складская логистика. Товары и грузы будут передаваться на ответственное хранение в организации, которые на этом специализируются.
    В заключение  отметим, что Калининградская область обладает всеми ключевыми чертами для создания логистического кластера, а это необходимо не только для развития, отдельно взятого нашего региона, но и России в целом.

    Все новости